«Сон в летнюю ночь»
10 июня 2012 г.
Смотрел в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко оперу Бриттена «Сон в летнюю ночь» в (скандальной) постановке английского режиссера Олдена.
Страсти по поводу непристойности спектакля накалялись заранее. Об этом можно почитать в прессе (http://www.gazeta.ru/culture/2012/05/24/a_4599905.shtml). Я был на премьере, в которой. как говорил режиссер. уже были убраны «самые смелые сцены» (http://weekend.ria.ru/theatre/20120611/670585621.html).
Мое мнение о спектакле расходится и с теми. кто его хвалит, и с теми, кто его ругает.
С одной стороны. я не увидел «непристойных сцен», но с другой – самой главной – стороны, я недоволен ни музыкальным качеством, ни сценографией, ни драматургическим смыслом.
Это просто бездарно, без всяких лишних умствований. Очень серый спектакль – в том числе и в прямом смысле:вся декорации и все герои «выкрашены в серое».
gazeta.ru:
Сон о чем-то грязном
Судьбу оперы «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко решат эксперты на предпремьерном просмотре: после обращения родителей детей, занятых в спектакле, с такой инициативой выступил департамент культуры Москвы. Протоиерей Всеволод Чаплин призвал к широкой общественной дискуссии, а детский омбудсмен Павел Астахов призвал нового министра культуры разобраться в ситуации.
Московский департамент культуры организует предпремьерный просмотр группой экспертов оперы «Сон в летнюю ночь», которую в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко ставит английский режиссер Кристофер Олден. На сайте ведомства отмечается, что каждый театр самостоятельно формирует свою репертуарную политику и «формально департамент культуры не имеет права вмешиваться в творческий процесс».
«В данной ситуации, учитывая большой резонанс постановки «Сон в летнюю ночь», принято решение пригласить группу экспертов в области театрального дела, театральных критиков на предпремьерный показ», – говорится в сообщении.
Эксперты должны оценить готовящуюся постановку и в случае необходимости дать рекомендации департаменту культуры повысить возрастной ценз: в настоящее время спектакль не рекомендуется к просмотру детям до 14 лет.
Персональный состав экспертной группы пока не сформирован.
Оперу «Сон в летнюю ночь» по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира написал британский композитор Бенджамен Бриттен; её премьера состоялась в 1960 году, а спустя пять лет Борис Покровский поставил эту оперу в Большом театре. Спектакль Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко совместный с Английской национальной оперой; впервые она была показана в прошлом году в Лондоне.
Российская премьера этой версии запланирована на 10 июня. В постановке должна была принимать участие Московская хоровая капелла мальчиков и детский хор самого театра – именно участие в спектакле детей и стало проводом для скандала.
В версии Олдена шекспировский сюжет перенесен в Англию конца 1950-х – время написания оперы Бриттена, «любовный сок» заменен сигаретами с марихуаной, Оберон и Титания превратились в школьных учителей, а предмет их спора – мальчик-паж – является учеником этой школы, с которой так или иначе связаны и все остальные персонажи шекспировского сюжета.
В основе фабулы постановки история человека, который вспоминает неприятную правду о своих школьных днях, в частности о том, как им манипулировал его школьный учитель, отмечает издание What's on Stage».
Английская пресса отнеслась к прошлогодней постановке Олдена противоречиво: одни давали четыре звезды из пяти (Financial Times), другие – пять из пяти (The Guardian), третьи говорили о чрезмерной смелости концепции. Однако в Британии дискуссия велась с эстетических позиций, оставалась в рамках культурной критики и на уровень общественного скандала не выходила, отметил в беседе с «Газетой.Ru» источник в театре.
Кристофер Олден оказался недоступен для оперативного комментария – его представители сослались на чрезвычайную занятость режиссера перед премьерой.
Как указано в сообщении столичного департамента культуры, 18 мая к ним поступила жалоба от Светланы Хасановой, которая утверждала, что представляет группу родителей детского хора театра. Она просила запретить спектакль «Сон в летнюю ночь», указывая, что «спектакль пронизан развратными сценами». Копия сообщения была отправлена протоиерею Всеволоду Чаплину и уполномоченному по правам ребенка РФ Павлу Астахову.
«Второй и третий акты спектакля пронизаны развратными сценами совращений и призывов к сексу, оральных ласк гениталий, актов мастурбации, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков, мата, мочеиспускания на сцене. Все это происходит на глазах не только зрителей, но и детей, участников хора театра, которые во время действия стоят с сигаретами», – говорится в письме.
В открытом письме театра указывается, что среди родителей, чьи дети занимаются в детском хоре, человека с именем Светлана Хасанова нет.
Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал «Газете.Ru», что автор письма на самом деле не мама, а бабушка одного из детей, которая обратилась к нему и другим адресатам от имени группы родителей.
Чаплин признался, что знает о ситуации мало. В письме «описываются вещи, достаточно проблемные как с нравственной точки зрения, так и с точки зрения законодательства», сказал священник.
«Развращающее воздействие на детей недопустимо, даже если получено согласие самих детей или родителей», – заявил он. Он считает, что «вопрос нуждается в серьезной общественной дискуссии» и «хорошо, что такая дискуссия идет».
«Я обнародовал письмо, чтобы люди имели возможность его обсудить, обсудить планы реализации этой постановки», – объяснил он. По словам протоиерея, он будет принимать меры, если театр не примет во внимание ход и выводы общественной дискуссии. Чаплин предположил, что в этом случае нужно будет обращаться в Минкультуры или напрямую к руководству театра.
Астахов обратился к новому министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой разобраться в ситуации. В обращении, обнародованном пресс-службой детского омбудсмена, приводятся его слова:
«Сложно дать оценку данной постановке, не посмотрев ее, но сигнал от родителей поступил, поэтому мы должны реагировать. Уверен, что новый министр культуры Владимир Ростиславович Мединский сможет разобраться в этом конфликте и принять оптимальное решение».
Еще до появления открытого письма от участия в опере отказалось руководство Московской хоровой капеллы мальчиков. «Как руководитель коллектива, я сочла невозможным для него участие в этой постановке. Это мой взгляд на воспитание детей, он никак не связан ни с письмом, ни с происходящим в настоящее время ажиотажем», – рассказала «Газете.Ru» художественный руководитель капеллы Виктория Смирнова. Она уточнила, что её коллектив заключил договор с театром на подготовку музыкального материала, не видя английской постановки, и видео спектакля смогли увидеть значительно позже, когда почти все ноты уже были выучены. При этом участие капеллы в постановке до сих пор заявлено на сайте театра.
В театре же отмечают, что перед началом работы над постановкой «Сна в летнюю ночь» провели родительское собрание, на котором «предупредили родителей о том, что спектакль будет содержать несколько достаточно рискованных сцен».
«После встречи с руководством театра родители каждого из детей получили возможность увидеть видеозапись английской постановки и только после этого принять решение, будет их ребенок участвовать в спектакле или нет», – говорится в обращении. На четверг, 24 мая, в театре намечено еще одно родительское собрание.
weekend.ria.ru:
В театре Станиславского и Немировича-Данченко показали оперу Бриттена
Премьера оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь», которую ожидали с особым интересом и нетерпением, прошла в воскресенье в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко с огромным успехом. Зритель своими аплодисментами и криками «браво» расставил все точки над «и» в скандальной истории, которую еще до выхода спектакля раздули из-за анонимки, в которой театр обвиняли в пропаганде эротики и педофилии.
«Сон в летнюю ночь» – совместная постановка одного из ведущих музыкальных театров России с прославленной Английской национальной оперой. В подготовке московской премьеры вместе с российскими солистами и хором участвовала мощная английская команда, в числе которой режиссер Кристофер Олден, дирижер Уильям Лейси, художник Чарльз Эдвардс.
Режиссер, который успел пообщаться с журналистами до начала спектакля, был удивлен количеством прессы, в том числе и телевизионной, сказав, что в США, где он живет, такого не могло быть – там такой «старый» жанр, как опера, никому не интересен, а в России гораздо больший интерес к оперному искусству.
«Должен сказать, что те, кто ждал чего-то «особенного», эпатажного от постановки, будут разочарованы. Это серьезный, мрачный, жесткий спектакль, сфокусированный на важной теме – взаимоотношения взрослых и детей, – сказал Олден. – Для меня эта опера и пьеса о глубинных внутренних процессах, о проблемах очень деликатного сложного возраста, когда ты уже не ребенок, но еще и не взрослый. Всем известно, что у Бриттена были отношения с мальчиками. Практически во всех его произведениях затронута тема опасных взаимоотношений взрослых и детей. И в этой пьесе Шекспира Бриттен видел много личного».
По словам режиссера, он решил местом действия сделать школу, в которой мог бы учиться и сам Бриттен. На сцене мрачное серое здание школы, больше похожее на тюрьму. Именно в ней, а не в сказочном лесу, как у Шекспира, разворачиваются события спектакля.
Что касается скандала, то, как сказал Олден, вначале надо смотреть работу, а потом реагировать. Он подчеркнул, что это взрослый спектакль, абсолютно серьезный, а не шуточный. И об этом знали все – и родители, и дети, участвующие в хоре.
«Я все-таки решил внести некоторые изменения в одну из наиболее «смелых» сцен. Это было как реакция на скандал, но это мое личное решение, а не рекомендация кого-то сверху, – заверил Олден. – В целом постановка осталась такой же, как и в Английском театре. Вообще, в этом спектакле нет ничего такого, что стоило бы убрать и ничего такого, в чем обвиняли театр. Но шумиха привлекла неимоверный интерес к постановке, и, как мне сказали, на все ближайшие спектакли, билеты уже проданы, что замечательно».
Детский хор, распевающий про добрых фей и злых волшебников, про птичек, зльфов и цветы, звучал замечательно и заслуживает самой высокой похвалы. Зрители щедро аплодировали маленьким артистам. Но хор мог звучать еще мощнее и качественнее, как сказал генеральный директор Владимир Урин.
«Дело в том, что Московская хоровая капелла отказалась участвовать в спектакле из-за скандальной шумихи – испугались, – сказал Урин.– И напрасно, всего того «ужасного», о чем писали, в нашем спектакле нет и не могло быть. Мы вообще относимся очень серьезно к участию детей, а они у нас заняты не в одной работе. И к юным зрителям тоже. Зная, что это взрослый жесткий спектакль, театр не рекомендует его ребятам младше 14 лет. Об этом есть сообщение на нашем сайте. Мы театр, и запретить ничего не можем, но даже если так случилось, что на спектакль привели маленького ребенка, администратор, который специально встречает зрителей, объясняет это родителям, и они сами примут решение».
Английский режиссер отметил, что получил огромное удовольствие от работы с солистами, которые серьезно сфокусированы на современном оперном театре.
«Они прекрасно воспитаны и не только в вокальном смысле, но как драматические артисты, прекрасно владеющие и искусством пластики, – отметил Олден. – Собственно так и должно быть в театре, носящем имена великих реформаторов сцены – Станиславского и Немировича-Данченко. Для меня, перечитавшего всего Станиславского и пересмотревшего все спектакли, которые привозил МХАТ, работать в этом театре большая честь».
Экспертный совет, созданный Департаментом по культуре Москвы, присутствовал сегодня на премьере в составе известных режиссеров, художественных руководителей музыкальных театров: «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана и Детского им.Сац Георгия Исаакяна. Третьего члена совета Елены Каткиной – начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, управления по Москве не было, она, как сообщили в театре, отказалась, сказав, что не берет на себя такую ответственность. Что касается режиссеров, то они высказались очень определенно.
«Я хочу поздравить театр, – сказал Бертман – Спектакль Английской национальной оперы, одного из лучших режиссерских театров мира, опера выдающегося композитора прозвучала в блистательном исполнении русских артистов на хорошем английском языке, Это большое событие, и России есть чем гордиться. Что касается «обвинений», то хочу сказать, что абсурдность их очевидна Ничего такого в этой постановке, которая сделана очень деликатно, нет».
Он напомнил что опера «Сон в летнюю ночь была поставлена Покровским в Большом театре. Что на этой же сцене Музыкального театра во времена СССР шел спектакль «Порги и Бесс», героями которого были наркоманы и проститутки. Но не было никаких проблем, и даже в газете «Правда» ничего такого не написали.
Георгий Исаакян высказался еще более категорично: «Я бы не хотел обсуждать спектакль, потому что считаю это «судилище» унизительным для одного из лучших театров России. Вся эта скандальная история демонстрирует очень опасные тенденции. Теперь такое может ожидать и другие театры и других режиссеров, которые вынуждены будут оправдываться. А дальше все может закончиться страшными историями, которые мы уже пережили и которые остались в прошлом. Я считаю, что Департамент культуры должен был порвать эту анонимку и бросить ее в грязное ведро, где ей и место».
В конце свое слово сказали зрители. Дружные аплодисменты, которыми наградил зал, и по заслугам, талантливых артистов, оркестр под управлением Уильяма Лейси, и постановку Кристофера Олдена, одного из ведущих оперных режиссеров, говорят сами за себя.