Menu

Сказка о Фаусте

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

22 июля 2016 года состоялась премьера в «Большом театре»: «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. Хочется поделиться своей радостью: получился очень хороший спектакль!

Петер Штайн – режиссер-постановщик – снова на высоте («снова», потому что недавно он замечательно поставил «Аиду» в Стасике). Остроумно и точно выстроен спектакль в целом и все 18 картин.  Искренняя благодарность режиссеру за отсутствие «скамьи с голыми боярами» (М.Булгаков, «Роковые яйца») и вообще: все персонажи были хорошо и правильно одеты. (В современной режопере такого уже почти не бывает).  Благодарности заслуживает также отсутствие политических аллюзий: никто – даже Мефистофель – не изображает Сталина или Путина. Смелое решение: Мефистофель – это просто Мефистофель, Фауст – это и взаправду Фауст!

Спектакль интересно смотреть: а это далеко не всегда бывает. Современный зритель, приученный к «экшн», к быстрой смене картинок, непредсказуемости сюжета и спецэффектам часто скучает на оперных спектаклях. «Старые» (и «новые», конечно) любители оперы – не скучают, они вслушиваются в каждую фразу и получают удовольствие (или испытывают досаду – тут как повезет) от очередной встречи со знакомой музыкой. В этом спектакле, уверяю вас, скучать не будет никто: ни те, кому опера знакома, ни те, кто придет в театр впервые. И удалось этого достичь благодаря хорошей режиссуре, благодаря занимательной, впечатляющей сценографии (со спецэффектами – да!), ну и, конечно, самой музыке.

Получилась остросюжетная сказка про Фауста, Маргариту и Мефистофеля. Не следует ожидать от этой оперы высот и глубин философского осмысления бытия рода человеческого, постановки сложных вопросов и всего прочего, что позволило гетевского Фауста сделать своего рода эталоном (я про: «эта штука будет посильнее «Фауста» Гете). Нет тут и слишком сложного моралите, хотя в названии «Осуждение Фауста» содержится интрига, требующая хотя бы минимального знания об этой истории. В двух словах – дело было так. Существовала немецкая народная история про некоего Фауста, спутавшегося с дьяволом. Гете на ее основе написал своего великого «Фауста», в котором много философии, нравоучений и «проклятых вопросов». Гетевский Фауст много чего проделывает вместе с Мефистофелем: там и Маргарита, и Елена Прекрасная, и Филимон с Бавкидой, и попытка построить плотину… В конце концов, когда Фауст помирает и душу его Мефистофель собирается забрать к себе в преисподнюю, прилетают ангелы и из-под самого носа незадачливого чёрта душу Фауста выхватывают и возносят на небеса. То есть гетевский Фауст – прощен и оправдан, хоть и якшался с Сатаной. Берлиоз решил, что так дело не пойдет и открыл новое «персональное дело гр. Фауста», итогом которого стало его осуждение, то есть попадание в Ад. Ну и сама история сократилась до рассказа об увлечении Маргаритой и о том, «как дело было и к чему все привело».

Вот эту сказку нам и представили вчера (а также сегодня, завтра и послезавтра) на сцене Большого театра. Я упомянул о спецэффектах. Добавлю: они великолепны, местами возникает ощущение кинематографических возможностей  преобразования сценического пространства, смены декораций, игры света и теней. Один разверзшийся ад  чего стоит! А есть еще и дьявольские кони, летающие над сценой, возносящаяся в небеса Маргарита, танцы огней и прочие радости театра.

О музыке Берлиоза, думаю, говорить не стоит: она известна, любима и многократно пересказана словами несколькими поколениями музыковедов. О том, что эта опера не совсем опера, а «драматическая легенда» – тоже не раз сказано. Так что говорить можно и нужно о конкретном исполнении 22 июля.

Фауст – тенор по имени Саймир Пиргу. Он родом из Албании (1981 года рождения), давно живет в Италии, где и обучался вокалу (даже у самого Лучано Паваротти). У него уже обширный репертуар и большая гастрольная практика. Голос его уверенно звучит в среднем регистре, но не так хорош «в верхах». Да и те несколько нижних нот, что следовало пропеть, пропеты не на высшем уровне: «пропадают». Но я, признаюсь, уже придираюсь, мысленно сравнивая его исполнение с записями голосов разных гениев прошлого и настоящего. Если не придираться, то дай нам бог иметь такого тенора в Большом театре. И собой хорош, и исполнитель, что называется, «крепкий».

Мефистофель – Дмитрий Белосельский. Вот тут я могу дать волю своим восторгам! Блистательно спето и сыграно. Я, конечно, необъективен, поскольку очень люблю этого певца и каждая встреча с ним для меня – праздник. Но тут, я думаю, со мной согласятся все: ну, роскошный же голос, великолепное вокальное мастерство, потрясающий сценический дар! В общем, весь спектакль драматургически – да и музыкально – держится на нем. Нет – на них: на Белосельском и Мефистофеле.

Маргарита – Ксения Дудникова. Браво! Молодая (консерваторию окончила в 2013 году) обладательница редкого по красоте голоса не просто порадовала, но и временами заставляла трепетать! Но есть и над чем работать: тот удивительной красоты и мягкости тембр, которым она нас одаривает «в середине», не всегда удается удержать в верхнем регистре.  Passaggio – то, над чем еще нужно поработать. И тогда… Тогда может появиться великий голос!

Четвертый  исполнитель сольной партии трактирного певца Брандера – Николай Казанский – с ролью справился и заслужил аплодисменты.

В спектакле много массовых сцен, в которых заняты артисты хора – они танцуют! Замечательные костюмы – и у крестьян, и у мифических существ, разного рода духов, сильфов, гномов. Превосходны солдаты – их в спектакле много. Причем, в свое время, именно они воспринимались как весьма значимые персоны, вызывавшие не восторг даже, а истерику в зале, поскольку олицетворяли борьбу Венгрии за свою независимость и делали это под звуки великого «марша Ракоци», каковой хоть и является частью оперы «Осуждение Фауста», но давно обрел самостоятельную жизнь. Хороши и современные – в духе персонажей из разных там «Звездных войн» и «Пятых элементов» – костюмы у чертей и других работников и работниц Преисподней. Грешницы в облегающих желтых трико, безуспешно пытающиеся выползти из подземных чертогов, тоже никого не оставили равнодушными.

В общем – «радость безмерная», сказал в свое время по сходному поводу Стасов. Я рад, что в репертуаре Большого театра появился такой спектакль.

Да, чуть не забыл: дирижировал Туган Сохиев! Я уже давно считал, что это не человек, а некая криптограмма на афише. Посещая Большой театр около 30 раз за сезон я увидел его, кажется, впервые. Значит, он существует и даже приезжает в Москву. Это не может не радовать, поскольку в криптограмме пишут, что он – «дирижер-постановщик». Ну, – молодец, что тут скажешь…